Плохая новость — нет больше компании Saab. Но есть и хорошая — вопреки заявлениям концерна General Motors, ликвидация фирмы не началась. Вместо этого шведское подразделение, принесшее в прошлом году 400 млн евро убытков, будет продано голландской фирме Spyker и объединено с ней в одну компанию Saab Spyker Automobiles NV!

Конструкторский центр и завод в Трольхеттане (в прошлом году там было выпущено 20,8 тысячи машин), а также права на все новые модели Spyker получит всего за 74 млн долларов. Практически даром! Но голландцы обязаны выплатить 50 млн долларов уже к середине февраля, а еще 24 млн долларов — в июле. Вдобавок сделка состоится, только если Spyker получит кредит на 400 млн евро от Европейского инвестиционного банка (гарантии под кредит дает шведское правительство) — деньги станут залогом инвестиций голландцев в оздоровление Сааба, которое потребует миллиард долларов.

Проблема в том, что сам Spyker в прошлом году собрал всего 45 машин и далек от прибыльности — убыток за первую половину прошлого года составил 8,7 млн евро. К тому же джиэмовцы настояли, чтобы из состава акционеров Спайкера вышел основной инвестор компании — российский банкир Владимир Антонов (его 30% акций выкупил основатель и глава Спайкера Виктор Мюллер).

Треть денег на покупку Спайкеру одолжит личная инвестиционная фирма Виктора Мюллера, еще треть планируется собрать с помощью выпуска акций, а источник средств для летней выплаты еще не ясен. Миллиарда на инвестиции тоже пока нет — кроме ссуды ЕИБ Spyker рассчитывает на $326 млн от GM (в обмен на акции Saab Spyker Automobiles), а еще $200 млн планируется заработать самостоятельно. Причем Spyker обязан потратить все эти деньги только на Saab — ни цента на себя. Зачем голландцам такое «счастье»?

Виктор Мюллер уверяет, что рад спасти «исторический бренд с родственными авиационными корнями» и знает, как сделать его прибыльным. Бизнес-план гласит, что к 2012 году Saab станет люксовой маркой с линейкой из трех моделей — новый 9-5 (его продажи отложены до начала лета), кроссовер 9-4X (он будет выпускаться в Мексике с 2011 года) и новый Saab 9-3, который появится в 2012 году. Объем продаж — 100—125 тысяч машин в год. Но этот план был разработан не голландцами, а самими шведами. А истинная цель Спайкера — собственный люксовый кроссовер, для выпуска которого нужен доступ и к дилерской сети из 1100 салонов, и к инженерному потенциалу Сааба, и к его поставщикам: ведь практически все компоненты для своих собственных штучных машин голландцы сейчас закупают на стороне втридорога.

Не повторится ли история с продажей Сааба фирме Koenigsegg, у которой просто не хватило денег на сделку? А если сделка все-таки осуществится, то сможет ли одна убыточная компания вытащить другую?