Еще в конце мая 2010 г. вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил о возможной отмене транспортного налога. По его словам, объемы расходов автовладельцев на содержание автомобиля будут определяться “в первую очередь количеством потребляемого топлива”. Как отметил вице-премьер, правительство РФ предусматривает увеличение акцизов на нефтепродукты с 2011 г. для пополнения дорожных фондов, “что является мировой практикой”. Вокруг темы этого нововведения шли жаркие дискуссии как в Думе, так и в народе. Морально подготовив общественность к резкому росту цен на бензин, власти перешли к конкретным шагам.
Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил предложение правительства по увеличению акцизов на бензин ежегодно на 1 руб./литр в течение 2011-2013 годов.
В то же время ставка транспортного налога сократится с 2011 г. в два раза (но не отменится вовсе, как предлагалось на заре данных перемен). “На федеральном уровне мы пойдем на снижение базовой ставки в два раза, и от нее субъекты смогут более гибко определять ставку”, – сказал А. Кудрин. По его словам, правительство утвердит данное решение в течение ближайших двух месяцев. Как и сейчас, регионы будут устанавливать ставку в зависимости от мощности двигателей и категорий автомобилей. Правительство РФ также разрешит субъектам РФ отменить транспортный налог на автомобили мощностью до 150 лошадиных сил (л.с.).
Одновременно было принято решение о создании Федерального дорожного фонда, в который будут стекаться в том числе и доходы от бензиновых акцизов. Его объем в 2011 г. составит 377 млрд руб., в 2012 г. – 348 млрд руб., в 2013 г. – 408 млрд руб.
Благодаря созданию фонда за три года объем средств, направляемых на содержание и строительство дорог, увеличится примерно на 60%. А. Кудрин также сказал, что с 2012 г. примерно 50% средств, получаемых за счет повышения акцизов, будет передаваться регионам. Это позволит к 2015 г. привести весь фонд федеральных дорог, в том числе мосты, в нормальное состояние.
Продавцы бензина "накручивают" его стоимость на 80%.
Цены производителей на бензин в июне 2010 г. по сравнению с маем 2010 г. выросли на 2,1%, в I полугодии по сравнению с II полугодием 2009 г. – на 20,3%, говорится в сообщении Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Литр Аи-76 в июне стоил 10,77 руб., Аи-92 – 12,17 руб., Аи-95 – 14,28 руб. Стоимость дизельного топлива в июне 2010 г. сократилась на 2,8%, с начала года – выросла на 8,7%.
Цены производителей на добытую нефть в июне 2010 г. снизились на 12,5% (за период с начала года – на 7,2%), тарифы на ее перекачку трубопроводным транспортом – на 0,1% (за период с начала года увеличились на 14,5%).
Потребительские цены на бензин в июне 2010 г. выросли на 0,3%, в I полугодии – на 2,3%. Литр Аи-76 в июне стоил 19,44 руб., Аи-92 – 22,42 руб., Аи-95 – 24,25 руб. Стоимость дизельного топлива в июне осталась на уровне мая, с начала года – выросла на 3,6%.
Увеличение потребительских цен на автомобильный бензин в июне 2010 г. было отмечено в 49 субъектах РФ. Самым значительным оно было в Магаданской области – на 2,9%. По сравнению с маем цены на бензин остались без изменения в 14 субъектах РФ. Снижение цен наблюдалось в 20 субъектах, в том числе в Амурской области – на 2,4%. В Москве и Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин в среднем стали выше на 1,2% и 0,3% соответственно. В Москве литр Аи-76 в июне стоил 19,89 руб., Аи-92 – 23,21 руб., Аи-95 – 25,03 руб. В Санкт-Петербурге стоимость литра Аи-76 в июне достигла 19,04 руб., Аи-92 – 21,63 руб., Аи-95 – 24,05 руб.
Потребительские цены на бензин различных марок в июне 2010 г. в среднем по РФ превышали цены производителей в 1,7-1,8 раза (в июне 2009 г. – также в 1,7-1,8 раза).