С 1 июля 2010 года в силу вступает новый Таможенный кодекс – Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана. Надежды российских автомобилистов-оптимистов были связаны с тем, что, например, в Беларуси ввозные пошлины на иностранные авто в разы, часто в десятки раз меньше российских (пошлина там составляет от 0,35 до 0,7 евро за 1 куб. см объема двигателя по сравнению с 2,5-5,8 евро за 1 куб. см объема двигателя в России). И, поскольку после вступления кодекса в силу ввозные пошлины при пересечении белорусско-российской и казахско-российской границ более взиматься не будут, автолюбители надеялись ощутить снижение цен на авто.
И действительно, некоторые моменты, связанные с “проникновением” заграничных авто в Россию, существенно упрощены уже сейчас. Так, с 25 февраля текущего года облегчен порядок оформления временного ввоза в Россию автомобилей иностранными гражданами для личного пользования. Для эксплуатации автомобиля на территории страны достаточно будет заполнения пассажирской таможенной декларации (ПТД).
С таможенных органов снята обязанность регистрации транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории России. Для временного ввоза автомобилей физическим лицам более нет необходимости оформлять удостоверение ввоза транспортного средства. Разумеется, это существенно упрощает таможенное оформление и сокращает сроки его проведения.
Неизменным, однако, осталось положение о том, что автотранспорт можно ввозить на территорию России без уплаты таможенных пошлин не более чем на один год. А с 1 июля текущего года лица, проживающие в Беларуси и Казахстане, не будут оформлять даже ПТД и смогут свободно въезжать в Россию без оформления каких-либо документов на свой автотранспорт.
Таким образом, казалось бы, можно будет использовать так называемую “белорусскую схему” ввоза в Россию авто – как подержанных, так и новых (белорусские пошлины гораздо ниже и в том и в другом случае). Проходишь процедуру “растаможки” в Беларуси и катишь себе дальше в Россию, где и продаешь авто. Но “государственная машина” перекроет все ходы. К примеру, белорусские пошлины на легковые автомобили для юридических лиц уже были повышены до уровня российских с 1 декабря прошлого года. “Физиков” пока не тронули, но лишь до 1 июля, когда новый Таможенный кодекс трех стран вступит в силу. С 1 июля белорусские пошлины на легковые авто для физических лиц сравняются с российскими. В Казахстане пошлины уже сравнялись с нашими. С 1 января 2010 года действуют новые ставки как для юридических, так и для физических лиц.
Так что Таможенный союз никакого особого “ценового рая” не принесет. Есть, правда, один момент, на который стоит обратить внимание. Российские автодилеры опасаются, что сразу после нивелирования таможенных границ между тремя государствами в нашу страну хлынет поток дешевых подержанных иномарок из Беларуси, ввезенных по старым таможенным пошлинам.
Сегодня ввоз в Беларусь, например, семилетней Audi A6 с двигателем 3 л обойдется в 1,8 тыс. евро. После повышения пошлин та же Audi будет растаможиваться за 12 тыс. евро. В 2009 г. в Беларусь было ввезено около 170 тыс. автомобилей. Примерно 10% из них предназначалось для экспорта в Россию. В январе 2010 г. физическими лицами, по данным белорусских властей, ввезено на 7,3% больше, чем годом раньше, – 7067 единиц. Эксперты полагают, что в этом году для вывоза в Россию предназначено уже не менее трети от этого объема. В Минске можно видеть целые дворы, превращенные в стоянки для ввезенных иномарок. Скорее всего, до июля импорт таких машин может возрасти еще больше. На этом сходятся многие участники рынка.
Вообще же автодилеры в Беларуси с начала 2010 года занимаются тем, что продают старые запасы, ввезенные до 1 января. Импорт новых автомобилей после повышения таможенных пошлин до уровня российских (не менее чем в 2,5 раза) почти полностью замер. В несколько раз упала и регистрация новых авто по сравнению с концом прошлого года. Подержанные же иномарки существенно подорожали. Больше всего – в январе-феврале (хотя плавный рост цен начался еще прошлым летом). Рост цен в течение двух зимних месяцев 2010 года составил около 15%. На примере уже упомянутой здесь ранее семилетней Audi A6 можно проследить динамику изменения цен. Прошлым летом этот автомобиль стоил в Беларуси около 11 тыс. долларов. Сегодня – уже около 14 тысяч. В России же авто и вовсе продается за 18, 19, а то и 20 тыс. долларов.
Цели и задачи Таможенного союза не слишком ясны простому народу в трех странах. В определенных отраслях в какой-то степени станет легче, поскольку больше не будет таможенных границ между бывшими союзными республиками (вероятно, выиграют, к примеру, белорусские мебельщики, легкая, пищевая промышленность союзного государства). Но вот огромной армии автомобилистов от этого союза будет “ни холодно ни жарко”. Если бы, к примеру, в Беларуси или Казахстане был хорошо развит автопром, выпускались бы в большом количестве качественные автомобили, – это одно. В таком случае отмена таможенных сборов существенно повлияла бы на их цену, и граждане России, пожалуй, начали бы покупать больше белорусских или казахских машин. Но, увы, наши соседи, так же как и сама Россия, пока не замечены не то что в лидерах, даже в середнячках мировой автомобильной промышленности. В свою очередь, жители Беларуси и Казахстана вряд ли бросятся покупать, к примеру, российские ВАЗы. Просто потому что одним давно уже ближе к телу хорошие европейские авто (пусть и подержанные в некоторых случаях), а другим – хорошие азиатские (те же китайские). Так что рассчитывать на глобальное увеличение продаж и реанимацию отечественного автопрома тоже не приходится.
Между тем от нового Таможенного кодекса многие несут прямые убытки. Так, с 1 января в Россию почти не ввозится вино и некоторый другой алкоголь – из-за изменения системы лицензирования в связи с созданием Таможенного союза. Есть проблемы и с ввозом ноутбуков, сотовых телефонов и некоторых аксессуаров к ним. Правила ТС обязуют компании, импортирующие устройства с возможностью шифрования, уведомлять об этом соответствующий госорган. Однако информация о том, что это за орган (Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ), появилась только в конце января текущего года. Это лишь пара примеров. Прибавьте сюда еще и то, что различные эксперты находят в документах Таможенного союза множество “нестыковок”, “лазеек” и прочих странностей и недоработок. Стоит дождаться конца года, когда можно будет говорить о первых реальных результатах жизни по новому Таможенному кодексу.